Несмотря на различные религиозные, социальные табу, эротическое переживание никогда не существовало как обособленная область человеческой психики. Напротив, разнообразные формы чувственности – это важная характеристика целостного психического облика человека, этапов его исторического становления.
Вскрывая психологические истоки эротических тем и мотивов в искусстве, автор вместе с тем показывает, как в определенных ситуациях художественное творчество оказывает обратное влияние на формирование эталонов сексуального поведения и эротического переживания человека в истории.
Эротическое искусство, присутствующее в культурах всех времен и цивилизаций, представляет большой интерес для специалистов различных дисциплин с точки зрения возможностей реконструкции чувственной пластичности человека в истории, меняющейся психологической мотивации интимного поведения.
К сожалению, в отечественной науке эта работа почти не проводилась: слишком сильна была инерция разведения «светлого» и «темного» в человеке. заставляющая противопоставить «верх» и «низ» и т. д. Достаточно поздно мы пришли к осознанию того, что область чувственности, эротики не существует в человеке и в культуре как обособленная сфера, что из взаимопереплетения рациональных и бессознательных побуждений в конечном итоге складывается единый модус психической жизни человека, определяющий его внутренний мир на каждом этапе истории. Нельзя не согласиться с американским исследователем Р. Таннахилл, пришедшей на этом основании к выводу, что «без изучения чувственно-сексуальной стороны жизни человека – этого важнейшего стимула человеческого поведения- любая «всеобщая история человечества» будет неполной и искаженной». При формировании нового цивилизационного порядка большое значение отводили сфере чувственности такие авторитетные мыслители XX в., как П. Сорокин и Г. Маркузе.
Все это подтверждает важность внимательного изучения роли чувственности в культурах разных эпох. Разработка этой проблемы внесет неоценимый вклад в осознание скрытых мотивов поведения человека исторического, в понимание самобытной ментальности далеких культур, которая отнюдь не парит над чувственной и телесной сферой, но во многом «прорастает» из нее. С этих позиций скорее не парадоксальным, а симптоматичным среди множества зарубежных работ выглядит интересное исследование Р. Уортмана, выявляющего воздействие полового воспитания Павла 1 и Александра 1 на общий психологический склад и характер государственного правления этих русских монархов